Управление разговором – это важный навык, необходимый в любой сфере, когда один из собеседников берет на себя ответственность за результат и достижения целей общения. В теории, кажется, все понятно, а что для этого делать на практике?
Управление разговором состоит из 4 пунктов:
Давайте разберем каждый из пунктов подробнее.
Основные принципы эффективного управления разговором
1. Ответственность за диалог проще взять тому, кто больше понимает в теме разговора. Например, в диалоге клиента и сотрудника экспертом выступает сотрудник, ведь он понимает как устроены процессы и продукты компании. Следовательно, именно ему необходимо предпринимать действия и быть в активной позиции.
2. Сформулируйте свои цели и определите цели собеседника. Что вы хотите получить от диалога? Чем конкретнее и измеримее будет результат – тем проще вам будет к нему прийти. Бывают ситуации, когда вторая сторона не может четко сформулировать своей позиции, и тогда нужно помочь определиться с желаемым результатом. Как это сделать?
3. Применяйте инструменты ведения диалога: задавайте вопросы: открытые – для получения информации, закрытые – для конкретизации ответов, альтернативные – при согласовании договоренностей. Презентуйте свой вариант: расскажите какое решение, по вашему мнению, позволит получить желаемое обеим сторонам. Обсудите альтернативы: после вашего предложения собеседник выскажет свое мнение, будьте готовы рассмотреть его взгляд на ситуацию.
4. Подведите итоги. Резюмируйте договоренности и дальнейшие действия каждой стороны. Поблагодарите за интересные предложения и вовлеченность в обсуждение.
Подробно про инструменты управления диалогом мы рассказывали в статье обучение клиентскому сервису.
👉 Неточно определены цели сторон
Чаще всего каждый из нас понимает свою цель. Впрочем, это только половина, на которой многие останавливаются. Вторая часть – узнать и понять цели собеседника, и здесь начинаются проблемы.
👉 Коммуникативные барьеры
Важно не только сформулировать, но и правильно донести на языке собеседника свои варианты. Самая распространенная ошибка здесь – использование непонятной терминологии, поэтому заранее сформулируйте основные тезисы простым и понятным языком.
👉 Зацикленность на личных интересах
Если концентрироваться только на своих целях – в ответ возникнет сопротивление и никто не получит желаемого. Подготовьте аргументы почему ваше решение выгодно второй стороне.
👉 Недостаток экспертизы в теме разговора
Успешно управлять можно только тем, в чем хорошо разбираешься – с диалогом также.
👉 Уход от сути разговора
Во время разговора часто происходит отвлечение от темы. Важно вовремя вернуть собеседника к цели.
👉 Негативные эмоции
Повышение тона и резкие ответы могут испортить любой диалог, именно поэтому важно позаботиться о создании комфортной атмосферы и развивать эмоциональный интеллект:
Почему важно развивать навык управления разговором
Сотрудники, которые умеют управлять диалогом:
А еще сотрудники, которые умеют управлять диалогом, чаще получают положительные отзывы и благодарности от клиентов 👍