Современные компании регулярно меняют свои продукты, услуги, улучшают процессы и внедряют новые стандарты. Каждое изменение (чтобы оно дало положительный эффект) нужно оперативно донести до сотрудников. Научить как по-новому общаться с клиентами, продавать, пользоваться новым оборудованием и многое другое. Без обученного персонала любая инновация – это просто страницы в документе.
Как сделать так, чтобы сотрудники быстро осваивали новые знания и навыки?
Команда “Экскурс-продакшн” обратилась к истокам, чтобы найти ответ на этот вопрос.
Что такое обучающий курс?
Когда мы говорим “обучающий курс”, какая ассоциация возникает в первую очередь?
Если бы мы спросили об этом лет 10-15 назад, подавляющее большинство ответили бы “это год обучения в институте”. Однако, с развитием интернета и дистанционных форматов работы широко распространились онлайн-курсы. Давайте вместе разбираться, что же все таки значит слово “курс”.
Курсы в очном обучении – это:
📝 Определенный этап обучения в учебном заведении. В большинстве случаев он равен одному году: “закончил второй курс” (ура!).
📝 Серия занятий по какому-нибудь предмету: “буду читать у вас тренинг по математическому анализу”.
📝 Сама программа (материалы) обучения или подготовки: “нужно разработать курс по информационной безопасности”.
Курс в дистанционном обучении – это тоже и серия занятий, и сама программа обучения, и временной этап. Однако, основные отличия скрываются в подходах и инструментах.
Это могут быть:
А какие из дистанционных форматов эффективнее?
От руководителей часто можно услышать критику дистанционных тренингов:
🤬 “Скучно и не интересно!”
🤬 “Посмотрели нашу отчетность: почти никто из сотрудников и не заходил”
🤬 Прокликали и ничего не используют в работе!”
В то же время, в текущих условиях онлайн форматы – это важный инструмент развития персонала. Значит, нужно увеличивать их эффективность.
👉 Индивидуальный подход. Занятия один на один гораздо эффективнее, чем с большой группой. Как перенести это на дистанционный формат? Можно, конечно, попросить тренера созваниваться персонально с каждым сотрудником, но это долго и дорого. Значит нужно сделать так, чтобы участник ощущал, что курс подстраивается под его действия. Например, возможность получать обратную связь по своим действиям или дополнительные материалы за активность и любопытство.
👉 Активная роль. Участник должен руководить процессом обучения. Когда мы делаем что-то сами, а не просто смотрим или слушаем, то включаемся по максимуму. Нажимать на кнопки, выбирать пути решения, задавать вопросы, ответы на которые влияют на дальнейший сюжет.
👉 Больше практики и упражнений. После каждого информационного блока должно быть упражнение. Простое правило, которое улучшает запоминание информации и освоение навыков.
👉 Смена форматов. Происходящее на экране должно увлекать и быть интересным. Дистанционное обучение всегда соревнуется за внимание с листанием ленты в соцсетях, желанием заварить кофе или посмотреть в окно. Если во время очного обучения рекомендуется менять форматы не реже одного раза в 15 минут, то в обучающих курсах эта цифра сокращается до 3-5 минут.
👉 Визуальные образы. “Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать” – если важно увеличить эффективность обучающих курсов – нужно следовать этому правилу. Обучение с продуманными визуальными образами воспринимается и запоминается намного лучше. А для этого важно продумать как показать то, что происходит на экране. С чем ассоциируется мысль, которую хочет донести тренер?
👉 Истории. Истории увлекают и вызывают интерес. Они связаны с персонажами, событиями и способами найти выход из сложной ситуации. А как мы уже поняли, обучающий тренинг должен удерживать внимание. Хороший курс – это не только набор теории и практики, но и интересная история.
Вернемся к вопросу: какой формат обучающих курсов лучше?
В каждом из них можно реализовать эти 6 пунктов эффективности. Однако, по нашему мнению, в электронных интерактивных тренингах это сделать гораздо проще и экономически выгоднее.
Для этого есть несколько вариантов, рассмотрим каждый подробно:
1. Самостоятельная внутренняя разработка
В этом случае компания сама определяет команду разработчиков, которые создают курс от начала до конца.
Среди этапов разработки интерактивных курсов можно выделить:
2. Передача разработки на аутсорсинг
При таком решении компания находит внешнюю команду разработчиков, которые создают и редактируют курсы.
3. Покупка готовых обучающих материалов
Это решение, которое показывает высокую эффективность в развитии универсальных навыков (например, управление конфликтом)
Приобретая готовый тренинг, компания получает:
По нашему опыту, многие крупные компании сейчас комбинируют все три подхода: сами разрабатывают простые в реализации модули по продуктам и стандартам, иногда заказывают разработку больших и значимых проектов (например Welcome-курсов) и покупают готовые для наполнения своей библиотеки обучающего контента.
Что в итоге? Для нас ответ однозначен: дистанционные курсы – это необходимость для всех развивающихся компаний, особенно с широкой филиальной сетью. Сочетая в себе быструю скорость обучения и высокие результаты, они стали мощным и часто незаменимым инструментом для развития персонала.
Наши эксперты работают для того, чтобы мир дистанционного обучения стал проще и эффективнее. Будем рады знакомству и с большим интересом погрузимся в решение ваших задач!