3. Классические и современные методы обучения персонала
Методы – это способы, которые используются для передачи знаний, навыков и умений. Каждый из них имеет свои особенности и может быть эффективен в определенных ситуациях и зависит от материала, который нужно усвоить участникам. Перечислим основные из них:
Лекция – это устная передача информации, которая обычно проходит в одностороннем порядке: преподаватель рассказывает – участники слушают. С помощью лекций можно передавать большой объем информации, однако из-за монотонности и отсутствия взаимодействия с участниками происходит снижение эффективности обучения. Это важно учитывать и добавлять в лекции визуальный материал
Фасилитация – это обсуждение с участниками вопросов, которые помогут в развитии навыков через активное взаимодействие. Основной идеей фасилитации является помощь группе в самостоятельном поиске ответов. Преподаватель выступает только в роли организатора дискуссии и наблюдателя
Модерация – это тоже метод развития через обсуждение с группой, однако, его отличие от фасилитации заключается в том, что у тренера заранее есть цель привести группу к тем выводам, которые запланированы по программе
Выполнение упражнений – это практические активности или задания, направленные на отработку определенных навыков, закрепление знаний или подготовку к выполнению рабочих задач. Упражнения могут быть разных видов: от тестирований до решения задач и анализа аудио и видео материала
Кейс-метод – это анализ ситуаций из реальной жизни (кейсов). Они ставят перед участниками проблемы, которые нужно решить. Суть этого метода заключается в том, чтобы участники самостоятельно проанализировали и предложили свои решения на основании ранее изученных знаний и навыков
Метафорические деловые игры – это создание определенных ситуаций, которые образно (метафорически) похожи на реальные бизнес-ситуации. В результате участники могут принимать решения. Этот метод позволяет более глубоко и эмоционально воспринимать информацию, применять знания на практике и допускать ошибки в безопасной среде. Деловые игры могут быть групповыми в которых задействованы команды, и парными – когда 2 участника проигрывают рабочую ситуацию
Важно: не путать с геймификацией
Геймификация— это инструмент мотивации сотрудников к выполнению рабочих задач с помощью начисления
Командирование (secondment) - это один из методов подготовки персонала на рабочем месте, который подразумевает ротацию сотрудников и возможность поработать в другом подразделении своей компании
VR (виртуальное обучение) – это использование виртуальной реальности, которая позволяет участникам погружаться в виртуальное пространство, где они могут взаимодействовать с объектами и ситуациями: ходить в помещениях, управлять транспортным средством и нажимать разные кнопки. Такое обучение можно максимально адаптировать под конкретные потребности
Социальное обучение (peer-to-peer) – это метод, который основан на взаимодействии участников друг с другом. В отличие от классического, которое основано на изучении заранее подготовленного материала, в социальном обучении центральное место занимают общение, обсуждение, совместная работа и обмен опытом между участниками
Важно: не путать с наставничеством
Наставничество может включать себя разные методы, узнать об этом подробнее можно здесь Интерактивные SCORM курсы - это автоматизированный набор аудио-визуальных материалов и практических отработок, с помощью которого можно одновременно охватить любое количество участников. Электронные курсы запрограммированы так, что участники могут выбирать свой темп, варианты ответов на поставленные вопросы, получать обратную связь по выполненным упражнениям, а также возвращаться на нужные слайды для повторения ранее полученных знаний. Подробнее про дистанционные курсы - можно узнать
здесь Итак, мы рассмотрели 10 методов обучения сотрудников. А какой из них самый эффективный?
баллов, формирования рейтингов, получения наград и создания конкуренции в игровой атмосфере