Мы используем Cookie. А как без них?

Современные методы обучения сотрудников

Каждой компании нужны компетентные сотрудники. Они умеют эффективно решать поставленные задачи, достигать амбициозных целей, способны быстро реагировать на изменения и выстраивать новые рабочие процессы.

В результате компания может уверенно конкурировать на рынке и развиваться, но спрос на таких специалистов очень высок и их тяжело найти.

В этой статье мы рассмотрим современные инструменты развития персонала и как «прокачивать» внутренних сотрудников.
профессиональным знаниям и навыкам
Время чтения - 10 минут

1. Почему важно развивать сотрудников?

Наверняка вы замечали как часто в работе все меняется. Новые программы, алгоритмы, стандарты, продукты и услуги. Экономисты называют это «возрастанием инновационных процессов».


Это происходит из-за высокой конкуренции. С одной стороны, каждая компания ищет способы привлечь клиентов, поэтому старается постоянно стать лучше, и с другой стороны – сократить расходы.


Отсюда так много нового в профессиональной жизни. Наши знания и навыки обнуляются примерно на 50% всего за пару лет и, если мы не будем регулярно их обновлять, то скоро станем некомпетентны.

Кроме того, у корпоративного обучения есть еще ряд преимуществ:
сохранение ценных и потенциальных сотрудников. Если в компании нет развития – амбициозные и перспективные уходят первыми
повышение мотивации персонала с помощью непрерывного развития и карьерного планирования
формирование и поддержание корпоративной культуры
укрепление бренда работодателя в глазах клиентов и потенциальных/ действующих сотрудников
реализация инноваций в компании
формирование будущего кадрового резерва посредством привлечения к процессу студентов
уменьшение финансовых и временных затрат при развитии сотрудников
Получается, что с помощью корпоративного обучения компании решают много важных задач. Но с помощью каких инструментов они это делают?

2. Формы корпоративного обучения

Для качественного обучения компании используют большой перечень форм и методов, постоянно совершенствуя их. Формы обучения – это то, как строится процесс получения знаний. Они помогают адаптировать программы обучения под особенности участников и улучшить усвоение новых знаний и навыков.

Разберем каждую форму подробнее:
очное – когда участники и специалист по обучению вместе находятся в одном помещении
заочное – в этом случае участники получают материал и осваивают программу самостоятельно
дистанционное – при котором тренер проводит обучение по видеосвязи, а участники могут выполнять различные задания в чатах или «комнатах»
смешанное – его еще называют «гибридным», сочетает в себе все вышеперечисленные формы
Какая форма лучше?
Важно выбирать те формы обучения, которые наиболее соответствуют целям и потребностям участников, так можно достичь наилучших результатов. Большинство современных компаний и учебных заведений комбинируют разные формы обучения, чтобы использовать преимущества каждой и создать интересные развивающие программы. А из каких инструментов строятся программы обучения?

3. Классические и современные методы обучения персонала

Методы – это способы, которые используются для передачи знаний, навыков и умений. Каждый из них имеет свои особенности и может быть эффективен в определенных ситуациях и зависит от материала, который нужно усвоить участникам. Перечислим основные из них:
Лекция – это устная передача информации, которая обычно проходит в одностороннем порядке: преподаватель рассказывает – участники слушают. С помощью лекций можно передавать большой объем информации, однако из-за монотонности и отсутствия взаимодействия с участниками происходит снижение эффективности обучения. Это важно учитывать и добавлять в лекции визуальный материал
Фасилитация – это обсуждение с участниками вопросов, которые помогут в развитии навыков через активное взаимодействие. Основной идеей фасилитации является помощь группе в самостоятельном поиске ответов. Преподаватель выступает только в роли организатора дискуссии и наблюдателя
Модерация – это тоже метод развития через обсуждение с группой, однако, его отличие от фасилитации заключается в том, что у тренера заранее есть цель привести группу к тем выводам, которые запланированы по программе
Выполнение упражнений – это практические активности или задания, направленные на отработку определенных навыков, закрепление знаний или подготовку к выполнению рабочих задач. Упражнения могут быть разных видов: от тестирований до решения задач и анализа аудио и видео материала
Кейс-метод – это анализ ситуаций из реальной жизни (кейсов). Они ставят перед участниками проблемы, которые нужно решить. Суть этого метода заключается в том, чтобы участники самостоятельно проанализировали и предложили свои решения на основании ранее изученных знаний и навыков
Метафорические деловые игры – это создание определенных ситуаций, которые образно (метафорически) похожи на реальные бизнес-ситуации. В результате участники могут принимать решения. Этот метод позволяет более глубоко и эмоционально воспринимать информацию, применять знания на практике и допускать ошибки в безопасной среде. Деловые игры могут быть групповыми в которых задействованы команды, и парными – когда 2 участника проигрывают рабочую ситуацию
Важно: не путать с геймификацией
Геймификация— это инструмент мотивации сотрудников к выполнению рабочих задач с помощью начисления
Командирование (secondment) - это один из методов подготовки персонала на рабочем месте, который подразумевает ротацию сотрудников и возможность поработать в другом подразделении своей компании
VR (виртуальное обучение) – это использование виртуальной реальности, которая позволяет участникам погружаться в виртуальное пространство, где они могут взаимодействовать с объектами и ситуациями: ходить в помещениях, управлять транспортным средством и нажимать разные кнопки. Такое обучение можно максимально адаптировать под конкретные потребности
Социальное обучение (peer-to-peer) – это метод, который основан на взаимодействии участников друг с другом. В отличие от классического, которое основано на изучении заранее подготовленного материала, в социальном обучении центральное место занимают общение, обсуждение, совместная работа и обмен опытом между участниками
Важно: не путать с наставничеством
Наставничество может включать себя разные методы, узнать об этом подробнее можно здесь
Интерактивные SCORM курсы - это автоматизированный набор аудио-визуальных материалов и практических отработок, с помощью которого можно одновременно охватить любое количество участников. Электронные курсы запрограммированы так, что участники могут выбирать свой темп, варианты ответов на поставленные вопросы, получать обратную связь по выполненным упражнениям, а также возвращаться на нужные слайды для повторения ранее полученных знаний. Подробнее про дистанционные курсы - можно узнать здесь
Итак, мы рассмотрели 10 методов обучения сотрудников. А какой из них самый эффективный?
баллов, формирования рейтингов, получения наград и создания конкуренции в игровой атмосфере

4. Пирамида эффективности обучения

Пирамида методов – это схема, которая распределяет методы получения знаний по степени их эффективности

Лекция
Освоение материала
Чтение
Аудиовизуализация
Демонстрация
Групповое обсуждение
Упражнения
Обучение других
Применение знаний на практике

Пирамида эффективности методов дает понимание о том, как создавать программы развития, чтобы они были максимально эффективны для участников

5. Подведение итогов

Выбор методов обучения зависит от множества факторов таких как: цели, особенности участников и содержание. Вот несколько шагов, которые могут помочь выбрать подходящий:
Определите цель. Чему научатся, что поймут и узнают участники. При разработке программы от цели зависит стиль, формат, все инструменты, образы и упражнения
Опишите портрет участников. Целевая аудитория определяет многие особенности будущего учебного курса. Важно узнать заранее особенности аудитории: возраст, уровень знаний и навыков по теме, какие рабочие операции они совершают ежедневно
Продумайте содержание. Сценарий – это скелет будущей программы, от которого зависит выбор подходящих методов
Подробнее о том, как мы разрабатываем дистанционное обучение можно узнать в нашем стандарте
Экспериментируйте и оценивайте разные методы: собирайте обратную связь, проводите экзамены, тестирования и непрерывно улучшайте процесс получения знаний ваших сотрудников